"Мой дом - моя крепость," - сказал мудрец
И был абсолютно прав.
Не важно, избушка или дворец
Кров дарит, теплом объяв.
Изба - колыбель наших предков, отцов,
Обитель добра и тепла,
Без русской печи и ее пирогов
Представить Россию нельзя!
Всегда приютит, успокоит, поймет
Накормит, согреет теплом,
И где бы мы ни были, стойко нас ждет
Отеческий преданный дом.
Изба, ты проста, самобытна, щедра,
Загадочна, словно цветок,
И сердцу так люба твоя простота,
Так дорог родной уголок!
Нынешние дети растут в эпоху, значительно отличающуюся от времени их родителей: другой общественный строй, другие ценности, другие идеалы, но, несомненно, наши дети должны унаследовать культуру своего народа: традиции, обычаи, историю его развития. Проблемы духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном образовании занимают центральное место.
Мини-музей «Русская горница» в условиях нашего детского сада на современном этапе способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, помогает обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью.
Мини-музей «Русская горница» был создан с целью воспитания интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям.
Для достижения этих целей были намечены следующие задачи:
· - включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея «Русская горница»;
· - обогатить развивающую предметно-пространственную среду «Русской горницы» (предметы быта, предметы народного декоративно-прикладного творчества);
· -познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;
· - прививать интерес к духовной культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
· - воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;
· - повысить уровень педагогической культуры родителей;
· - повысить уровень знаний педагогов по данной теме.
«Русская горница» в нашем дошкольном учреждении создавалась постепенно и пополняется по сегодняшний день. В музее восстановлены реальные прототипы горницы и кухни русской деревенской избы. Она оснащена предметами быта, рукоделия, старинными аксессуарами. Необходимо отметить, что экспонаты нашего музея только подлинные: это прялка, чугунки, ухват, самовар, угольные утюги, тканые дорожки, вышитые и выбитые занавески, берестяной туесок, крынка, веретено и т. д. Организация «Русской горницы» в стенах детского сада оказалась делом не только увлекательным, но и вполне доступным, при плодотворном сотрудничестве и взаимодействии с семьями наших воспитанников. Педагоги детского сада старались найти правильные подходы к вопросу создания среды «Русской горницы», и так же обращали внимание на рациональную организацию развивающего пространства мини-музея.
Работа в нашем мини-музее «Русская горница» представляет собой систему мероприятий с использованием разных форм: экскурсии в музей, образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим, занятия в рамках педагогических проектов, тематические дни, использование экспонатов музея в образовательной деятельности.
Работа мини-музея «Русская горница» детского сада является условием и средством успешного социокультурного развития детей, способствующего воспитанию любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, способствует формированию свободной и творческой личности, способной ориентироваться в современном мире, осознающей свои корни, национальные истоки. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности подрастающего поколения.
Приглашаем вас совершить виртуальную экскурсию в мини-музей "Русская горница".
Вы узнаете много интересного об экспонатах нашего музея, о русском народном быте и культуре.